Вашему малышу год?
Три? Пять? Или семь?
Вы решили, что самое время погрузить его в мир букв
и цифр?
И Вы, разумеется, правы.
В каком случае? – В
любом. Да-да. Не удивляйтесь. И в год не рано. И в семь не поздно.
Решать Вам. Вы – родители.
Никто лучше Вас не знает особенностей Вашего
ребёнка, его интересов и потребностей, Ваших семейных традиций, Ваших планов.
Нужно только не забывать, что в каждом случае в
зависимости от возраста ребёнка обучение это должно носить различный характер.
О БУКВАХ, ЦИФРАХ И НЕ ТОЛЬКО О НИХ
Существуют
законы природы, законы человеческого развития, попытка обмануть, обойти которые
неизбежно приведёт к потерям.
Вася
Н. в 3 года бегло читает, но не умеет пользоваться горшком, а пищу принимает,
бегая по комнате, время от времени открывая рот, куда следующая за ним по пятам
бабушка виртуозно закладывает ложку. Не хочется вмешиваться в методы семейного
воспитания, но очевидно, что с выбором приоритетов родители здесь что-то
напутали.
В 7 лет учёба – ведущий вид деятельности человека, то есть, тот в котором наиболее полно реализуется его развитие. Это очень благоприятный период для обучения. Возможно, самый благоприятный (в подростковом возрасте учебная мотивация уже вступает в конфликт с мотивацией общения и внимание к учёбе отходит на второй план). Этот возраст, 7 лет, является оптимальным для начала школьного обучения.
Но
это не значит, что приобретать знания раньше противопоказано. Стремительный
рост объёмов информации в современном обществе диктует необходимость более
раннего начала обучения детей. Обучение грамоте в дошкольном возрасте давно уже
не новость, а скорее обыденная реальность. Ребёнок имеет право идти в первый
класс, не умея читать. Но чаще всего уже в дошкольном возрасте, как собственная
познавательная потребность, так и окружение читающих сверстников стимулирует его к освоению чтения. Таким
образом, не читающий первоклассник автоматически попадает в число аутсайдеров.
Для человечка в 3-6 лет ведущим видом деятельности является игра. И именно в игре
дошкольник наилучшим образом развивается и обучается, приобретает новые
компетенции.
«Игра – это работа дошкольника». И в связи с
этим у родителей возникают сомнения по поводу того, «не рано ли», или «а стоит
ли». Но не следует думать, что организованные занятия в центрах дошкольной
подготовки исключают игру. Напротив,
используемые там обучающие программы для дошкольников основаны именно на игровых
приёмах. Даже само посещение таких
занятий для малыша – это, чаще всего, не что иное, как ролевая игра. Игра в
«Школу». Так, даже при видимой схожести со школой, обучаются там малыши всё же,
играя.
Для
обучения чтению дошкольников существует
множество методик.
Известная
и основательная методика Бунеевых с красочными пособиями позволяет обучать
детей уже с трёх лет в форме игры, сказочного путешествия, познавательных
приключений. Эта методика, содержащая логопедическую основу, позволяет сочетать
обучение грамоте с предупреждением ошибок на письме, возникающих в школьном
возрасте.
Наиболее
популярные сейчас у родителей и педагогов методики: методика Николая Зайцева и методика обучения
грамоте по букварю кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой.
Первую
отличает использование чёткой систематизации, удобных таблиц, облегчающих
понимание и запоминание.
Вторая
(лидирующая) – являясь синтезом и усовершенствованием известных традиционных
методик, позволяет ребенку быстро овладевать навыками грамотного чтения и легко
переходить от чтения к письму.
- Как заинтересовать ребёнка в усилиях по освоению чтения?
- Ну, а что же собой может представлять обучение ребёнка в год или два, когда главная деятельность – это даже ещё не игра, а действия с предметами?
Годовалая Таня пока не говорит, то есть не пользуется речью в быту для обращений, выражений желаний или просьб, она лишь называет имена близких, предметы, картинки, игрушки и... читает. Этот фокус родители демонстрируют знакомым. «Она у нас читает» - «Не может быть!» - «Проверьте». Знакомые старательно и чётко выводят печатными буквами то, что первое приходит в голову: МАМА, ПАПА, ТАНЯ, БАБУШКА, ДЕД. Таня с блеском выдерживает экзамен, оставляя взрослых с открытым ртом. Она не знает букв. Просто узнавать, различать и называть эти «картинки» ей так же несложно, как и другие картинки с изображениями никогда не виданных ею животных и птиц. «Аист», - говорит она, видя картинку с аистом, - «конь», - на расписную игрушку, очень отдалённо напоминающую коня, - «Таня», - называет знакомое сочетание символов. И никакого чуда. Фокус ли это или всё-таки чтение? Давайте подумаем, как именно мы, взрослые люди читаем и пишем. По буквам? По слогам? - Очень редко, если встречается незнакомый термин. А в основном мы просто узнаем и называем хорошо знакомые нам изображения слов, не думая о буквах. Так же, как и маленькая Таня. На этом запоминании и соотнесении основан ряд методов раннего обучения чтению.
- Всё чаще приходится слышать жалобы родителей ребятишек уже умеющих читать: «Не хочет. Не читает».
- И немного о цифрах.
«Миша у нас считает до ста!» - гордо заявляет мама. Что ж, неплохо, это говорит о том, что механическая память ребёнка нормально развита, и он сможет без проблем запоминать скороговорки, иностранные слова, термины. Только вот к математике это имеет мало отношения. Попросите Мишу достать из коробки 8 палочек (спичек). Не факт, что он отсчитает нужное количество. Положите пять конфет и три печенья, спросите, чего больше, и попросите уравнять множества. Сколько печений нужно добавить, чтобы их стало столько же, сколько конфет? Счёт предметов, образование одного числа из другого, соотнесение количества, числа и цифры. Временная и пространственная ориентация. Сравнение множеств и чисел. Решение задач. Это математика. И если все эти операции ребёнок проделывает с первым десятком чисел, то не важно, считает он до десяти, до ста или до миллиона, можете не сомневаться, к обучению математике в начальной школе он готов.
- И ещё немного о главном: